МКОУ СОШ с. Голуметь
Россия, 665441, Иркутская область, Черемховский район, с. Голуметь, ул. Кирова, 18
  • Школьная библиотека

    Школьная библиотека – это мозг школы

          Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

         Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

          Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

          Современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает  внеклассную и внешкольную работу. В этой связи нельзя не вспомнить  слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

    Библиотека МКОУ СОШ с. Голуметь содействует формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивает гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения,.. Вот несколько направлений работы нашей библиотеки: 

    - исследовательская деятельность; "Маленький эрудит"

    - информационная деятельность;

    - проектная деятельность;

    - литературно-познавательная деятельность;

    - мультимедийные технологии;

    - работа с фондом художественной литературы.

          Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.  

        Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы  о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей.. Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей  природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

    Каковы главные проблемы школьных библиотек?
    В обучении - это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
    Вторая революция - это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

    А за рубежом у наших коллег одна из главных задач - это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

    Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов. Вторая проблема - это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

    - В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

    Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки….

    Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смолообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря - развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

    Перемены происходят в основном, не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития.

    Цель инноваций в школьных библиотеках информационное сопровождение инновационных процессов  в образовательных учреждениях, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг.

    Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь библиотекарям и педагогам приходят традиционные уроки библиографической грамотности. В начальной школе это знакомство с библиотекой, структурой книги, умение правильно выбирать книги, начальные навыки работы со справочными изданиями. Возникает справедливый вопрос, где взять время еще и на библиотечные уроки. Ведь даже в начальной школе дети перегружены. Практически каждый из школьников кроме уроков посещает различные кружки, школу искусств и т.д. Выход видится  в интеграции библиотечных уроков в учебные занятия.  Например работа со словарями  ведется на уроках русского языка, и поэтому библиотекарь может рассказать о том как устроен словарь, правила работы с ним. На уроках литературного чтения можно познакомить ребят с детскими энциклопедиями, словарями, справочниками. Научить различать издания по способу подачи материала. Обязательно показать как можно работать с электронными энциклопедиями. Эти уроки не обязательно проводит библиотекарь, он может только подобрать для учителя необходимый материал. А вот закрепление знаний полученных на библиотечных уроках это работа, которую обязательно должен проводить библиотекарь в индивидуальной работе с читателем. Поработать с электронными справочными пособиями на уроке каждому ребёнку не удается, но эта возможность есть у него при посещении библиотеки. Здесь библиотекарь не только научит его правильно загрузить диск, но и поможет сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему. Пытаемся мы работать и с электронным изданием для взрослых. Учимся совмещать материал найденный в электронном виде с материалом взятом из книг.

    Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. Уже несколько лет мы начали создавать учебные презентации о детских писателях.  

    Проводя с младшими школьниками конкурсы, викторины, анализируя читательские интересы, мы видим, что дети практически не знают классику детской литературы. А если и отвечают на вопросы викторины, то пользуются знаниями, полученными из мультфильмов. Анализ читательских формуляров в 4-х классах показал, что дети много читают книг о  животных,  любят читать детские научно-популярные журналы. Младшие школьники очень ценят рекомендации своих учителей, родителей.  В библиотеке мы постоянно оформляем выставки «Читали ваши мамы, читали ваши папы», «Мы вам советуем прочесть», « Как хорошо уметь читать» и т.д. книги с этих выставок ребята берут очень охотно. Всегда  интересно проходят классные часы «Книги, которые мы выбираем» на которых учащиеся, библиотекарь, учитель рассказывает о своих любимых книгах и предлагает их прочитать другим. Советуя прочитать товарищам свою любимую книгу ребята могут оформлять рекламные листовки, презентации. Вначале сделанные от руки, ну а в дальнейшем и на компьютере.

     Конечно вернуть любовь детей к чтению, это работа ни одного мероприятия и не одного года, но совместными усилиями я думаю мы всё же сдвинем дело с мертвой точки.

    Модернизируя образовательный процесс, школы ищут новые идеи, пути, подходы к улучшению качества обучения. Кто-то еще только готовится сделать первый шаг, кто-то уже подводит предварительные итоги, иные в пути. Но начало уже положено.

    Модернизация учебного процесса, как и любые другие преобразования, требует, кроме ясной идеи, еще и необходимых ресурсов, среди которых значимое место занимает библиотека и ее сотрудники.

    В чем именно состоит значимость библиотеки, в чем своеобразие роли библиотекарей? Полагаю, особенность положения библиотечного работника – в том многообразии функций, которые он выполняет в школе.

    Современный школьный библиотекарь – это специалист по работе с информацией, педагог, член педагогического коллектива – партнер по совместной деятельности,

    В канун нашего профессионального праздника, хочется верить

    Отношение к труду библиотекаря – это показатель общего уровня культуры человека. Пожелать всем нам, чтобы нас окружало как можно больше интеллигентных и истинно культурных людей. Подчеркнем особую роль профессиональных семинаров, конференций, встреч разного уровня, как в библиотечной, так и в педагогической среде.

    И как прекрасно написал Лев Ошанин, отразив суть профессии библиотекаря:

    Книжные люди, друзья мои
    ближние
    Верные слуги и маршалы книжные,
    Милые тихоголосые женщины,
    В книгах - всеведущи, в жизни -
    застенчивы.
    Душ человеческих добрые лекари,
    Чувств и поступков библиотекари.
    Кажетесь вы мне красивыми
    самыми,
    Залы читален мне видятся
    храмами.
    Кто мы без вас ?
    Заплутавшие в замети
    Люди без завтра и люди без
    памяти".

    Виноходова Ольга Владимировна.
    Заведующая библиотекой

    Режим работы

    Пн–пт
    08:00–15:00
    Cб–вс   
    выходные    

    Читальный зал:

    Пн–пт
    08:00–15:00
    Сб    
    выходной
    Изображения.

    Фотогалерея. Школьная библиотека

    Новости по теме

    Книжные выставки.
    Сегодня, 09:31

    К празднованию 79- годовщины Победы в Великой Отечественной войне в МКОУ СОШ с. Голуметь были оформлены для детей разного возраста следующие книжные выставки
    Квест - игра "По дорогам сказок".
    04 апреля 2024, 10:35

    Ребятам были выданы маршрутные листы, выполняя задания на станциях необходимо было набрать наибольшее количество баллов.
    В Иркутской области открываются места для культурного времяпровождения.
    02 апреля 2024, 07:18

    В Иркутской области открывается все больше мест для культурного времяпровождения школьников и это не может не радовать! Общаться со сверстниками и…
    C 18  по 21 марта школьная библиотека провела традиционную Неделю детской книги..
    27 марта 2024, 11:09

    Неделя прошла под девизом «Читает семья-читает страна». До детей заранее был доведен план проведения недели.
    Открывая книгу с Первыми.
    13 февраля 2024, 08:59

    В преддверии Международного дня книгодарения, который отмечается ежегодно 14 февраля, обучающиеся 5 класса приняли участие во Всероссийской акции
    Международный день школьных библиотек..
    23 октября 2023, 15:50

    23 октября 2023 года для учащихся прошли мероприятия, приуроченные к Международному дню школьных библиотек.

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Региональные
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie